|
|
Будущее туманно...
Автор: Обыватель - 22:21 05 Февраля 2003 |
Не то чтобы я сильно интересовался мировыми климатическими проблемами, но малое время назад случилось так, что наткнулся я на любопытную статейку. Дело было в маленьком казахстанском аэропорту, я изнывал от скуки в ожидании рейса, ворочаясь на пыточных пластиковых креслах, ночная торговля там отсутствовала начисто, и я украдкой подобрал забытый кем-то журнал – каюсь, я даже не сообразил глянуть на его название. Журнал оказался на ненавистном английском и до одури серьезным, чему я мрачно обрадовался – теперь-то уж точно удастся задремать, ведь ничто не усыпляет лучше выверенного печатного слова! - однако первая же статья увлекла меня необычным взглядом на вещь более чем приевшуюся: глобальное потепление и таянье льдов.
Попробую пересказать своими словами.
Как я понял, статья эта появилась в точке пересечения интересов двух исследователей. Один из них, японец, интересовался неким смутным феноменом, якобы иногда наблюдаемым из космоса: локальные снижения уровня океана на относительно небольших площадях. Я что-то слышал об этом прежде, но по умственной лени относил такие рассказы к разряду космических легенд – видимо, потому, что не знал, как это объяснить.
Другой, испанец с запоминающимся именем, Марк Гондвана, занимался геологией морского дна, всяческой тектоникой и, по-моему, подводной гравиметрией. Будучи по образованию гляциологом, он вдобавок кое-что понимал и во льде.
Так вот: совместными усилиями эти два парня пришли к выводу, что океанское дно находится в крайне неустойчивом состоянии. Грубо говоря, оно готово провалиться под безумным давлением водяной толщи, но, что характерно, не катастрофическим образом – со взрывами, столбами пара и прочими голливудами, а плавными – в масштабах десятков минут и даже часов – проседаниями обширных участков дна. В пользу этого говорило то обстоятельство, что упомянутые феномены наблюдались исключительно на максимуме приливной волны, то есть, как я понял, при совпадении солнечного и лунного приливов – в новолуние и полнолуние.
Я, правда, подзабыл, куда и каким образом, собственно, проваливается это дно: там была некая непонятная мне геологическая мура про деформируемые и уплотняемые породы, и более понятные, но со времен "Плутонии" воспринимаемые как фантастика, гравиметрические доказательства существования огромных подземных (подокеанских?) каверн с ячеистой структурой.
И, как оказалось, карта распределения наблюденных водных провалов, нарисованная японцем, замечательно совпала с картой предполагаемых слабых мест, составленная этим безумным испанцем. Собственно, так они и познакомились – на каком-то симпозиуме.
Но эти детали не суть важны.
Важно следующее: ребята заинтересовались – что произойдет, когда давно обещанное таянье полярных льдов наберет силу? И сделали кое-какие оценки (там был еще третий автор, на котором и лежало компьютерное моделирование). И оказалось, что предсказываемое всеми очевидное повышение уровня мирового океана будет сопровождаться участившимися проседаниями дна! Казалось бы – что значат десятки метров ожидаемого подъема по сравнению с почти четырехкилометровой средней глубиной океана? Оказывается, значат, и ощутимо.
По оценкам авторов, эта соломинка переломит спину верблюда (именно так и было сформулировано), и вместо долгожданного повышения уровня мы получим более чем заметное его снижение: примерно на тридцать метров, что подарит человечеству около пяти миллионов квадратных километров новой суши. Причем несколько метров в этом снижении следует отнести на счет очевидного опреснения океанских вод и сопутствующего этому увеличению сжимаемости воды (соленая вода, как известно, сжимается хуже).
Никаких особых спецэффектов в виде сокрушительных цунами и земных трусов авторы не обещают, однако будет ли радо человечество такому расширению ареала своего обитания, и будет ли оно вообще, - ученые сказать не брались. По их словам, это сильно зависит от состава рыхлых пород и газов в кавернах: рано или поздно все это диффундирует в атмосферу, но соответствующие анализы и расчеты пока не проделаны. Ясно только одно: биоценоз шельфов, создававшийся тысячелетиями, погибнет безвозвратно, и неясно, как скоро восстановится.
Так что спешите отведать устриц, господа.
Вода вообще, и морская в частности обладает сжимаемостью. Правда для обычных условий воду можно считать абсолютно несжимаемой, так как для дисциллированной воды сжимаемость равна 0,000049; для морской эта величина коэффициента сжимаемости зависит от ее солености: с ростом солености он падает.
Наиболее сжимаемый металл свинец; при всестороннем сжатии под давлением в одну атмосферу (105 Н), что соответсвует глубине в 10 метров, он уменьшает свой объем на 0,0000086 своей первоначальной величины, в то время, как вода в этих же условиях сжимается в 8 раз сильнее. Одной из наиболее сжимаемой жидкостью является азотная кислота. При тех же условиях ее объем уменьшается на 0,00034 от первоначального.
Поэтому с глубиной плотность морской воды будет возрастать. Если на поверхности ее принять за единицу (вернее, 1.02810 г/см3), то на глубине 100 м она будет уже 1,02856 г/см3, на 10 000 м 1,07758 г/см3. Поэтому для точного знания распределения плотности с глубиной необходимо зать влияние сжимаемости. Влияние давление не столль уж мало. Так, если бы при средней глубине Мирового океана и объеме воды в нем 11 000 000 км3 разность уровней при наличии сжимаемости и ее отсутсвии составил бы 35 метров! То есть вследствие сжимаемости уровень океана ниже на 30 метров, тем самым увеличивает площадь суши на 5 млн км2.
|
|
|
|
|