________ Сотрудники Эха
Текстовая версияРегионыИнфоагентствоРеклама на ЭхеКарта сайта Курс доллара до 12 марта: 31 рубль 51 копейка  
border=0
border=0
border=0
reklama Гости Эха
Радиостанция
reklama



Главная7 новостейИнтервьюПередачиИгры, спортИсторияИнопресса

TopList Aport Ranker Серебро

   Форумы Вернуться к списку форумов   





Гранит науки
Форум ведет Марина Аствацатурян
Ваш ник:*
Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш e-mail:
Заголовок:
Текст:

Страницы:   <<  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  >>  





Достижение польских астрономов (оч. кратко)
Автор: Алексей Памятных - 10:23 21 Февраля 2002

Поляки совершили прорыв в поиске планет вокруг других звезд.
До сих пор за 10 лет астрономы всего мира нашли примерно 70 таких звезд с планетами.
Поляки нашли еще 40 кандидатов (точнее выяснится через пару месяцев, но к тому времени
найдут еще десятки, если не сотни). Благодаря их достижению на повестке ближайшего
времени стоит обнаружение планет типа Земли вокруг других звезд - до сих пор речь
шла только об очень массивных планетах типа Юпитера.





О школе
Автор: Питер - 10:12 21 Февраля 2002
Ну кто спорит с тем, что образование должно быть интересным, веселым и не скучным ? Никто.
Но вот тем не менее есть набор предметов, где необходимо именно учить базовые понятия. И соответственно - формулы и термины. В применении к данной конкретной области знания. Яркое впечателение прекрасно - но его необходимо подкреплять формулой и знанием - что из чего. А эмоции остаются - скажем, трехмерная структура РНК полимеразы E. coli доставляет чисто эстетическое наслаждение.
В итоге же образования человек должен знать некоторые базовые законы и уметь применять их в жизни. Кстати, именно тогда не будет лженауки - ну просто потому, что в основе любой лженауки лежит ниспровергание одной из парадигм науки обычной.





У микрофона Марина Аствацатурян! Последствием
Автор: 21 Февраля 2002 - 09:17 21 Февраля 2002
никого не интересует твое местоположение,впм






Автор: Зануда - 08:58 21 Февраля 2002
++ хотя бы один случай, чтобы в нашей стране был осужден врач за врачебные ошибки ++
Были. О них не писала центральная пресса. Предысторией одного такого "случая" была смерть моей троюродной сестры от явной некомпетентности и халатности (никак не связанной с погоней за деньгами). :(

++ ввоз ядерного топлива ++ - это именно государство. Только это не ввоз, а _право_ ввозить и перерабатывать. Которое странным образом не удаётся реализовать. :)

++ технические термины вообще – это чисто абстрактные наименования...запоминаю в целом, по окраске, по эмоциональному содержанию. ++
Очаровательный Вы, Ч.-Ю., гуманитарий... У научных понятий и терминов _нет_ эмоционального содержания (хотя можно запоминать свои эмоции по их поводу; некоторые и я помню). Я не _проходил в школе_, что такое дигидроген моноксид, я _понял_ это за 3 секунды, узнав отчасти знакомые слова (которые Вам-то знакомы хорошо) и вставив их в правильный контекст (в котором, кстати, только и существуют _все_ термины; вот этот самый _контекст_ и не усекается необразованными).
Я, кстати, получил изрядную часть своих знаний физики в детстве от мамы (у неё было _экономическое_ образование) и совершенно уверен, что необходимо вводить в школах курс физики на кухне, по крайней мере, для девочек. Чтобы знать не только _о_ (и испытывать удовольствие: удовольствие обыкновенно испытывают от другого), а знать и _кое-что_. Без чего мышление станет пустой схоластикой.
И зубрить, видимо, иногда приходится (сослагательное наклонение потому, что _мне_ не приходилось). Т.е. учение всё
же не игра (сочувствую Вашему детёнышу, но это так), а работа. Которая тоже может быть приятна...

++ кандидат мат. наук ++ как раз и не знал, что для нормальной и без взрыва варки сгущёнки надо поддерживать ту самую температуру 100 градусов, т.е. иметь в кастрюльке нормально кипящую воду.
Во всех инструкциях, которые я видел по-русски, утверждалось, что воду для чая надо доводить до кипения, но не кипятить _круто_: температура при этом та же самая, но растворённые газы (диоксид углерода, видимо...) улетучиваются начисто, и это плохо...





Пояснение
Автор: Клинский - 07:06 21 Февраля 2002
"Клинский" означает - из Клина, город такой. :))





А школа...
Автор: Клинский - 07:01 21 Февраля 2002
Школа должна заниматься "раскачкой мозгов" на не впихиванием утилитарных знаний - для того существуют ПТУ. Пример: что давать на уроках информатики - основы программирования и алгоритмизации или же офисные пакеты? Ответ: конечно, основы программирования и алгоритмизации.





Чуде-Юде
Автор: Клинский - 06:56 21 Февраля 2002
Температура кипения сгущенки (этой вязкой белой массы) намного выше, чем воды в кастрюле. Взорваться она никак не должна. Какими же законами руководствовался Ваш кандидат?





Чуде-Юде
Автор: Клинский - 06:50 21 Февраля 2002
Не бывает кандидатов математических наук. Наверное, физико-математических (см. Номенклатуру специальностей ВАК).





Закон Рауля - не поняла
Автор: Чудо-Юдо - 02:52 21 Февраля 2002
ДрПр, поясните, пожалуйста, ваш пример про масло и воду. Я всегда именно так и думала: наливаешь масло, оно легче воды, растекается по поверхности, почти полностью её покрывает и замедляет испарение. Кто-то даже говорил, что это свойство масла используется в медицинских (фармакологических) экспериментах для замедления испарения воды (могу уточнить где и как именно). Разлившаяся по поверхности моря нефть, среди прочих бед, насколько мне известно, мешает и естественному водообмену.

О кипящей воде. В кулинарии существует понятие "довести до полного кипения". Это значит, что вода должна кипеть бурно, начальных пузырьков, идущих со дна к поверхности недостаточно, возможно потому, что вода нагревается неравномерно. Впрочем, не знаю. Мне всё равно, какая там температура. Я знаю только, что если залить воду в чай, не дав "докипеть", то на поверхности чая будет белая накипь и чай будет не такой вкусный.

Ну, и наконец, случай из жизни. Оставила кандидата мат. наук, человека энциклопедических знаний, присматривать за сгущенкой, которую варила для пирога. Сама побежала в магазин. Прихожу - в кастрюле белая гнусная каша, в банке - дырки. Товарищ мне с унынием сообщает, что по всем законам физики, банка должна была взорваться, поэтому он её продырявил, тоже исходя из законов физики. Совершенно правильно, да? Нагревание, расширение пара и проч. Но у жизни свои законы, как выясняется.





Атяпе
Автор: Чудо-Юдо - 01:54 21 Февраля 2002
Разница между термином и словом такая же, как между карасём и рыбой. Термин – это такое же слово, как и все другие «простые слова», обозначающее определённое понятие в специальной области науки, техники, искусства и проч.

С первого взгляда, действительно, научный термин однозначен. Именно об этом, и в этих же «терминах» я совсем недавно писала на «ГПР» (14 и 15 февраля) о научных терминах, именах собственных, числительных, географических названиях и проч., которые при переводе почти не требуют экспрессивной конкретизации именно в силу своей однозначности. И оговорилась про имена (помните, «Лизетта-Мюзетта»)? Можно оговориться и о географических названиях, и о терминах. С географическими названиями просто: «Москва! Как много в этом слове для сердца русского слилось». Не случайно «для сердца русского» - для сердца французского это «однозначное» географическое название будет означать нечто совсем иное.

С иностранными языками тоже понятно – там вообще однозначные слова, в том числе научные термины, встречаются крайне редко – это аксиома. Например, русскому термину «чертёж» соответствуют drawing, figure, sketch, design, pattern, blueprint, слово solution - это и решение, и раствор, а среди такого «однозначного» класса, как числительные равновесие нарушается русскими парами «два-двойка», «пять-пятёрка» и т.д., которым соответствует лишь один английский термин two, five.

Но и в родном языке термины тоже совсем не однозначны: «семяпровод» в медицине и сельском хозяйстве, «дерево» в программировании и ботанике, «травить» в морском деле и в стеклообработке, «генетический» в языкознании и генетике, «дискретный» в кредитовании и математике, «рукокрылые» в зоологии и теологии и проч. Есть неоднозначность и внутри одной дисциплины, например, «ревматический». Есть пример Олега В. «самолёт» в современной журнальной статье и романе XIX века, а на графическом уровне - русская ангина и английская angina.

То, что в двух иностранных языках нет однозначных слов, это понятно. Но я вот, именно потому, что перевожу, начинаю сомневаться, есть ли полностью однозначные слова и в одном и том же языке. Если придумаете, назовите.





Что Сальери отравил Моцарта, а Годунов зарезал царевича -
Автор: Атяпа - 00:30 21 Февраля 2002
Почему-то в России никто не знает, отчего умер Пушкин, - а как очищается политура - это всякий знает.
(с) Венедикт Ерофеев





Вот ведь
Автор: Мумий Ё - 00:09 21 Февраля 2002
C.Скрипс - 22:40 20 Февраля 2002
"Так на фига улучшать школу, если людям не нужно 95% из того, что там
уже есть? Что Сальери отравил Моцарта, а Годунов зарезал царевича -
все знают, а законы Ньютона (и сколько их было) - очень немногие."

Действительно - на фига? Продолжая Вашу мысль - лучше ее вааще
упразднить, а съэкономленные "бабки" пустить на оплату исследований.
Кому невтерпеж - сам научится! А не научится - и не надо. Больше
"бабок" мне, любимому, останется. А им я компьютер для неграмотных,
что недавно в Индии изобрели, подарю как-нить.





Чуду
Автор: Атяпа - 00:02 21 Февраля 2002
Вы же переводите! И не знаете чем отличается термин от просто слова?
Термин однозначен.





Про воду, школу и прочее
Автор: Чудо-Юдо - 23:55 20 Февраля 2002
++Что такое монооксид водорода в школе рассказывали, я хорошо это помню!

А я не помню. Для меня технические термины вообще – это чисто абстрактные наименования, которые изобрели узкие специалисты с целью подчеркнуть наиболее интересующие ИХ свойства объекта. В данном случае то, что объект состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Художники могли бы назвать тот же элемент «растворялом», хозяйки – «кипечалом», физики – «парольдом», а Вадим Шефнер – «аквилидом». Почему я должна запоминать именно «монооксид водорода» и как это отражается на моём умении плавать, готовить и пользоваться зонтом?

В этом смысле, ДрПр, вы совершенно правы: «для людей знание одно, а жизнь другое». А ваше - «Но ведь большинство ситуаций в жизни требуют элементарных школьных знаний!» - ну что можно сказать? Как человечество раньше существовало до всеобщего среднего школьного образования? Как Пушкин писал стихи, а Моцарт музыку, не зная про «монооксид», как строили древние греки и египтяне, не зная про антитела, как в космос полетели без генома и т.д. и т.п.

Постоянное упоминание школьной программы и учебников в каком-то сугубо утилитарном смысле, причём в отношении исключительно технических предметов, - это чисто-технарское восприятие, вполне любопытное. Но есть и совсем другое восприятие знаний – чувственное, цветовое, звуковое, с полным отсутствием утилитарности, как спектакль, который доставляет огромную радость, пока его смотришь, но длится ровно столько, сколько ему и полагается – 2,5 часа с перерывами. Не более того.

У меня создалось впечатление, что вы полностью отрицаете подобный склад ума, подобное восприятие, и считаете, что пройти предмет, это значит запомнить все формулы, о которых рассказывали на уроке. А у меня, например, восприятие знаний совсем иное – я их запоминаю в целом, по окраске, по эмоциональному содержанию.

Это и ответ на С.Скрипсово: «Так на фига улучшать школу, если людям не нужно 95% из того, что там уже есть?»

Смотря что понимать под «улучшением» школы. Мне кажется, школа существует не для того, чтобы выпускники на всю жизнь запомнили все формулы и химические названия, натолканные в учебники. Она существует для того, чтобы 1) дать возможность ребятам определить свои интересы и то, чем они могли бы углублённо заниматься, когда вырастут – от спорта и кройки-шитья до законов Ньютона; 2) дать им общее представление о мире и методах его изучения – химических, биологических, музыкальных, поэтических, психологических; 3) научить получать удовольствие от знаний вообще, от самого процесса открытия неизвестного, без относительно утилитарного применения полученных знаний; 4) научиться мыслить самостоятельно; 5) научиться жить и работать в коллективе. Зазубривание формул, названий и имён не только не обязательны, но, на мой взгляд, очень мешают. Поступление в институт, требующее средний школьный балл независимо от профиля института, – маразм.

Подобный подход использовался у нас в обоих институтах – нас не заставляли зубрить английские слова, но учили знать, где их искать, не заставляли полностью понимать текст, но учиться чувствовать, где что-то не то. То же на факультете компьютерных наук, где первым учебником был «Гедель, Эшер, Бах», а языки программирования не преподавались вообще. Это другой подход, поймите.

Я не сказала, что «монооксид водорода» мне не интересен. Очень интересен, но только как лингвистическое отражение химических свойств, один из методов изучения мира, использование языков древности для выражения современных понятий, или, например, про снежинки, про то, как «треугольная формула» приводит к определённой форме снежинок - красота! А то, что это – вода, я через год забуду и беды в этом не вижу.





необходимое дополнение к списку Питера
Автор: Мумий Ё - 23:47 20 Февраля 2002
Питер - 10:05 20 Февраля 2002.
"...Так как без этого и государство, и зеленые будут впаривать доверчивому обывателю все что угодно..."

Необходимо к перечню - " и государство, и зеленые" добавить - и УЧЕНЫЕ, как это недавно произошло с ввозом в Россию на переработку отработанного ядерного топлива.





Запоздалое
Автор: Мумий Ё - 22:57 20 Февраля 2002
Девушке с веслом от байдарки, на ее реплику от 18:46 17 Февраля.

Байдарка - это замечательно! Если бы не моя привязанность к Клаве, Мышке, Монитору и Компу (с большой буквы, потому как многострадальные они моими стараниями :))... Небось в первой декаде апреля на Кошмарку поедете? Или нынче туда раньше надо ехать?

По поводу врачей и оплаты.
Мне почему-то кажется, что гуманное начало (как этическая основа практической медицины) может "размыться" меркантильным прагматизмом. По крайней мере, сочетание этих начал является серьезнейшим испытанием для практикующих врачей. Особенно при росте количества практикующих врачей. Так что забота о своем благосостоянии может у части (пусть очень незначительной) врачей оказаться выше этики, что, обычно, проявляется в равнодушном отношении, в небрежности... А при наличии корпоративной солидарности это негативное явление может очень быстро прогрессировать. Вспомните хотя бы один случай, чтобы в нашей стране был осужден врач за врачебные ошибки (не во времена Сталина, конечно, а хотя бы начиная с Брежневских времен) - думаю, что вряд ли Вы вспомните. Что - ошибок не было? Или это - фигура умолчания?

Эх, пенные бочки и сливы... Иногда, всеже лучше обнести...:)

А кайякский переворот умеете?





Ч-Ю
Автор: C.Скрипс - 22:40 20 Февраля 2002
imho как раз это есть иллюстрация не-свободы, или - нежелания иметь
свободу пошевелить мозгами, что и эксплуатируется вовсю, где можно
подзаработать на "общественном мнении". Само наличие "о.м." говорит о
достаточно высокой степени развития данного коллектива, но - появляется
возможность им манипулировать. Это неизбежно, как дырки в очередных
версиях Windows. Кстати, если запустить петицию по сбору подписей в
поддержку введения уголовной ответственности за уклонение от свободного
права на рекомендуемую Минздравом США вакцинацию, добавив пару
эмоциональных слоганов типа - "из-за них может заболеть твой ребенок!" -
ваши прогнозы на результат?

Потому забавно было слышать о предложении ограничивать лженауки
законодательно... опрос народа на улицах (или депутатов в Думе) - первое,
что приходит в голову, потому что если отдать это академикам - тут такое
начнется.. не выживет никто..

Очередной маразм - кое-где обсуждается ввод контроля радиационной
дозы для населения на уровне 1% от фона... Конечно, если те же деньги
пустить на "обычную" медицину, они распределятся _слишком_ изотропно...

Так на фига улучшать школу, если людям не нужно 95% из того, что там
уже есть? Что Сальери отравил Моцарта, а Годунов зарезал царевича -
все знают, а законы Ньютона (и сколько их было) - очень немногие.






++ применить то, что они узнали в школе. ++
Автор: Зануда - 14:30 20 Февраля 2002

Мы с коллегой (в отличие от меня, хороший учёный в области тех. и ф.-м. наук) когда-то пришли к выводу, что среднее образование встречается в как бы образованной среде куда реже высшего...





Всем привет!
Автор: Др. Пр. - 13:56 20 Февраля 2002
«Далее, делается странная и, на мой взгляд, весьма нелогичная посылка, что учёные имеют право разбираться каждый в своей узкой области, а население обязаны в той же мере разбираться одновременно во всех областях – в физике, химии, генной инженерии, биологии, фармакологии, радиологии и проч. Иначе у них нет права противостоять решениям учёных там, где это непосредственно касается их жизни. Не слишком ли большой спрос с населения, товарищи учёные?»

Да не обязательно быть крупным специалистом во всех этих областях. Достаточно иметь некий базовый уровень и ЖЕЛАНИЕ разобраться в жизненно важных вопросах. А этот базовый уровень даётся в школе.
Вызывает удивление и большую грусть то, что большинство знаний, необходимых для жизни, народ получил в школе (по крайней мере в советской) и благополучно забыл. Такое чувство, что для людей знание одно, а жизнь другое. Что такое монооксид водорода в школе рассказывали, я хорошо это помню! И ещё много чего. Я не раз сталкивался с тем, например, как люди были уверены, что если вода в кастрюле кипит более бурно, то и температура её выше! Однажды я это услышал от женщины - учителя физики! И огромное удивление для неё было, что постоянная температура кипения существует не только в учебнике и лаборатории, но и в кастрюле на кухне.
Одна моя знакомая, окончившая МХТИ, советовала мне налить на поверхность воды масло, чтобы вода испарялась меньше. Когда я спросил её, проходила ли она в институте по физхимии закон Рауля для несмешивающихся жидкостей, и какие из него она сделала выводы, она ответила, что з-н Рауля помнит, но не понимает - причём здесь он (!). Ну ладно, это пример посложнее. Но ведь большинство ситуаций в жизни требуют элементарных школьных знаний!
Однажды в «МК» один врач-уролог, к.м.н. (!) не полном серьёзе объяснял учащение случаев мочекаменной болезни тем, что мы долго кипятим воду и в ней образуется накипь, а она в свою очередь откладывается в почках и мочевом пузыре в виде камней. Но ведь совсем не обязательно изучать физиологию пищеварения и общую фармакологию в институте, чтобы понять, что это - чушь собачья. Достаточно вспомнить школьный курс химии или просто применить здравый смысл: ведь если соли выпали в осадок, то в воде их не осталось. Но ведь люди, прочитавшие его, на это обязательно купятся.
Вот ещё один пример. В том же «МК» был напечатан официальный список общества защиты прав потребителя, кажется ФРГ, с перечнем безопасных и вредных пищевых добавок и консервантов. В разделе безопасных видим цитрат натрия, а в опасных – лимонная кислота, которая, по мнению авторов, вызывает рак. Но ведь в школе нам рассказали, что цитраты - это соли лимонной кислоты, следовательно следует как минимум задуматься над этим. А подумав понять, что канцерогенный эффект лимонной кислоты, впрочем как и любой кислоты, будет проявляться только в бешенных, нереальных для пищевых продуктов, дозах и концентрациях.
Примеров у меня – куча. Да и любой из вас сможет припомнить их не мало.
По моему мнению, доверчивость людей основана в огромной степени на этом феномене - нежелании критически подойти ко ВСЕМ высказываниям, а не только к официальным, и применить к ним то, что они узнали в школе. Поверьте, этих знаний хватит на многое. Но не желает наш народ понять, что знания - это не нечто абстрактное, мешающее жить, а вполне реальное, жизни помогающее. Пока человек, пытающийся докопаться до сути, провоцирует раздражение, насмешки и обвинения в высокомерии.

А «зелёные» лично у меня вызывают искреннее восхищение и, одновременно, жалость. Это, в большинстве своём, искренние, желающие добра, люди, которых беспардонно используют все кому не лень в своих самых грязных и корыстных целях. А происходит это, в частности, и по изложенной выше причине.





Про на фига козе баян
Автор: Глюк - 11:48 20 Февраля 2002
Рассматриваются любые направления, которые могут оказаться перспективными в определенных областях техники. Оценивается именно перспективность практического применения. Критерий оценки фактически только один - наличие хотя бы минимального реального результата. Но встает вопрос, какой информации хоть в какой-то мере доверять, а какую просто игнорировать. Недопустимо выплескивать ребенка вместе с грязной водой (продажная девка кибернетика еще свежа в памяти), но недопустима и ориентация на заведомую рениксу (денег-то мало). Отсюда мои поиски общего подхода.
Извините за вынужденную неконкретность, господа.






Страницы:   <<  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  >>  






© 2000-2003 Радиостанция "Эхо Москвы", e-mail: info@echo.msk.ru
адрес: 119992 Москва, Новый Арбат, 11, телефон: (095) 202-92-29

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Эхо Москвы" обязательна
Разработка, дизайн
и техническая поддержка
NEWSRU.COM
RB2 Network
Союз Журналистов
RB2 Network
Размещение рекламы: тел. 959-05-51, факс 959-04-23, e-mail info@echo.msk.ru
Hosted by uCoz