|
|
Марине (и А.Памятных) ещё немного о Фейнмане
Автор: Чудо-Юдо - 20:26 23 Января 2002 |
У каждого из нас – «свой» Бах, «свой» Пушкин, «свой» Поленов. Почему бы не быть и «своему» Фейнману? Почему невозможна интерпретация биографии? По-моему, не только возможна, а иначе и не получается.
Вы правы, нигде в работах Фейнмана, которого называли «rock-star физических наук» (заметим, не «корифей», не «Леонардо», а rock-star) конкретно не затрагиваются вопросы «доморощенных» наук. Но его ближайшим другом многие годы был художник-авангардист Джираир Зортиян с его нетрадиционными работами и взглядами – скульптурами и картинами из мусора и отходов, абстрактными архитектурными конструкциями и «Стеной страстей Ричарда Фейнмана» (по аналогии со страстями Христовыми). В отличие от Фейнмана здесь разночтений быть не может – вопросы «доморощенных» теорий его весьма интересовали. Я сделала предположение, что многочисленные «разговоры о жизни, смерти, любви» с Фейнманом, о которых рассказывает Джири, включали и эти интересы. На ранчо Джири собирались его друзья – знаменитый джазист Чарли Паркер, писатель Вильям Сароян, исследователь дельфинов Джон Лилли, рок-музыкант Боб Дилан, художник-авангардист Энди Вархол и Ричард Фейнман. Опять заметим, не «традиционные» Норман Рокуэлл и не Фрэнк Синатра, а весьма не традиционные Вархол и Дилан. Ещё заметим, что других физиков среди друзей Джири них не упоминается.
Фейнман был «ангелом», финансистом и активным членом организации «Друзья Тувы», интересовался культурой и традициями этого народа, в частности, тувинскими шаманами и лекарями, участвовал в проекте фильма о тувинских шаманах (в фильме шаманы и тувинские монахи рассказывают о своих методах лечения, поддержания здоровья, долголетии), Фейнман неоднократно писал Советскому правительству с просьбой разрешить ему посетить Туву, в одной из тувинских газет напечатано его обращение к тувинскому народу, где-то в Кизиле даже есть мемориальная табличка с его именем, хотя он там никогда не был.
Добавим, что Фейнман интересовался йогой и разъезжал на знаменитом разрисованном его формулами и диаграммами автомобиле (одна из диаграмм даже содержала открытие – не известная тогда, но предполагаемая Фейнманом, частица Z-бозон). Другие физики предпочитали более консервативные средства передвижения.
Если этих оснований недостаточно, чтобы создать образ Фейнмана таким, каким его вижу я, есть ещё один немаловажный фактор – Фейнман был евреем, учившимся и работавшим в 30-е, 40-е, 50-е годы. Тогда к евреям в США было определённое отношение. Их не принимали в лучшие вузы страны (университеты «айви-лиг» были для них полностью закрыты), на государственные посты во многие учреждения (например, в Министерство иностранных дел), тогда ещё во многих городах страны можно было видеть табличку “No blacks or kikes” и т.д. Учась в MIT, Фейнман, несмотря на то, что вопросы еврейства его интересовали мало, жил в общежитии, специально предназначенном для евреев. Мне представляется, что к «левым» компаниям Джири и Лейтона он сбегал именно «для души» из закрытых проектов в престижных лабораториях. У Оппенгаймера таких друзей не было. Известен эпизод, который описывают несколько человек – Фейнман нарочито разговаривал с усиленным акцентом нью-йоркского еврея-таксиста, на что Оппенгеймер однажды заметил: «Такой талантливый и интересный молодой человек. Не понимаю, зачем он кривляется?». Вывод? Фейнман не мог не ощущать себя членом меньшинства, определённой группы, не такой, как все. Из моего опыта – представители меньшинств (национальных, идейных и других) обычно лучше понимают и более открыты переживаниям и опыту других меньшинств, альтернативным теориям и идеям.
Всё это в сочетании с атмосферой Кеймбриджа, MIT, Калтеха, юго-запада США с его огромной общиной художников-нонконформистов, инакомыслящих вообще, индейским мистицизмом и общей атмосферой, в которой Фейнман принимал активное участие, сформировало у меня определённый образ - образ человека, который бы с пониманием и интересам отнёсся к поднятым мною проблемам.
Мне интересно, почему вы решили, что такой образ Фейнмана, не спорю, субъективный, – не имеет права на существование и является «клеветой»? Исходя из каких фактов, событий его жизни, его работ? Какое представление о Фейнмане сложилось у вас? Мне кажется, разное представление не мешает, а помогает нам ещё раз по-новому взглянуть на личность этого замечательного человека. Также надеюсь, что мои постинги побудят кого-то заново перечитать его многочисленные книги, в том числе, имеющие лишь косвенное отношение к физике. А они тоже очень интересные, поверьте!
|
|
|
|
|